Скачать текст произведения

"Благонамеренный"


«Благонамеренный» — журнал, издававшийся в Петербурге в 181·—1826 гг. Выходил ежемесячно, в 1822 и 1825 гг. — еженедельно, а в 1826 г. — два раза в месяц. Со времени своего возникновения фактически являлся органом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, образованного в 1801 г.; деятельность его, прерванная войной, была возобновлена 7 декабря 1816 г. На титульном листе — посвящение: «Друзьям-сотрудникам. Любителям и любительницам отечественной словесности». Издатель журнала Александр Ефимович Измайлов (1779—1831) — поэт, баснописец и журналист, с 1807 г. — секретарь, а с декабря 1816 г. — председатель Общества, представлял умеренное в общественно-политическом отношении его крыло. Первые годы деятельности Общества (до конфликта 15 марта 1820 г., расколовшего Вольное общество любителей российской словесности (см. с. 499—500 наст. изд.) и послужившего поводом для размежевания правых и левых сил) были периодом его своеобразного расцвета, что определило и характер журнала. Так, в 1816 г. в члены Общества был избран Ф. Н. Глинка; в 1817 г. — В. К. Кюхельбекер; в 1818 г. — А. А. Дельвиг, В. И. Туманский, О. М. Сомов; на следующий год — Е. А. Баратынский, П. А. Плетнев; почетными членами Общества стали И. А. Крылов, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, Н. И. Гнедич.

26 июля 1818 г. Измайлов письмом известил Пушкина об избрании его в члены Общества (XIII, 9). Известно, что Пушкин присутствовал на заседаниях 8 августа и 19 сентября 1818 г. (Летопись. С. 16•—165). Произведения Пушкина неоднократно читались на заседаниях Общества. В «Благонамеренном» были напечатаны следующие произведения Пушкина: «Надпись к портрету В. А. Жуковского» («Его стихов пленительная сладость...») (1818. № 7. С. 24), «Молдавская песня» («Черная шаль»)(1821. № 10. С. 142—143), «Воинские упражнения и игры черкесов» (из «Кавказского пленника») (1822. № 36. С. 361—365). Впервые здесь напечатано только стихотворение «Надпись к портрету В. А. Жуковского», остальные перепечатаны из других изданий. «Молдавская песня» сначала была опубликована в «Сыне отечества», но Пушкин, рассердившись на самовольные поправки редактора, отослал стихотворение в первоначальном виде Измайлову.

С начала 1820-х гг.Ґ«Измайловское» общество теряет свое значение. Наиболее прогрессивная часть литературной молодежи перестает печататься в «Благонамеренном» и активно сотрудничает в Вольном обществе любителей российской словесности, где постепенно сосредоточиваются основные силы русских романтиков (см.: Базанов. С. 11). «Благонамеренный», печатающий на своих страницах В. Н. Каразина — лидера правого крыла Вольного общества любителей российской словесности, а также сторонников Каразина (Б. М. Федорова, В. И. Панаева, кн. Н. А. Цертелева), занимает откровенно антиромантические позиции. В нач. 1820-х гг. Измайлов ведет в «Благонамеренном» резкую полемику с поэтами пушкинского круга. В №№ 5—6 «Благонамеренного» за 1820 г. Цертелев под псевдонимом «Житель Васильевского острова» выступил со статьей «Спор», в которой резко критиковал Жуковского. Он же в «Письме к г. Марлинскому» (Благ. 1820. № 13. С. 15—32) подверг издевательскому разбору стихотворение Дельвига «Видение». «Благонамеренный» наводняют сатирические заметки, эпиграммы, направленные против так называемого «Союза поэтов» (Дельвиг, Баратынский, Кюхельбекер, Плетнев), а также против А. А. Бестужева как автора обзоров русской словесности, помещавшихся в «Полярной звезде». Активную роль в этой полемике играли также Б. М. Федоров и О. М. Сомов. Со своей стороны, «Союз поэтов» создает целую серию сатир и эпиграмм против «литераторов задней шеренги», «певцов 15-го класса»; предметом осмеяния становятся Измайлов, Панаев, Федоров, Сомов, Цертелев и другие основные сотрудники «Благонамеренного». Конфликтные отношения переносятся и на домашнее литературное общество в доме С. Д. Пономаревой, постоянными посетителями которого были как Измайлов, Панаев, Сомов, так и Баратынский и Дельвиг (свод материалов см.: Вацуро В. Э. С¤ Д. П. : Из истории литературного быта пушкинской поры. М., 1989). Эта полемика, достигшая особенной остроты в 1822—1823 гг. (см., например, сатиру Баратынского «Г<неди>чу» (1823) и куплеты Дельвига и Баратынского «Певцы 15 класса» (1823)), предопределила положение и репутацию «Благонамеренного» к середине 1820-х гг. как журнала дилетантского, «домашнего» «забавного для своего круга» (характеристика Бестужева в «Полярной звезде на 1824 год», см.: Полярная звезда, изданная А. Бестужевым и К. Рылеевым / Изд. подгот. В. А. Архипов, В. Г. Базанов и Я. Л. Левкович. М.; Л., 1960. С. 269), рассчитанного на невзыскательную мещанско-чиновничью аудиторию.

Несмотря на свою антиромантическую позицию, издатель «Благонамеренного» выделял Пушкина из числа молодых поэтов, делая это иной раз демонстративно (как, например, в басне «Роза и репейник» (1823) — о Пушкине и Дельвиге). Отзывы «Благонамеренного» о Пушкине весьма благожелательны; Измайлов склонен даже полемизировать с его критиками, в частности с Воейковым; высокая оценка Пушкина содержится и в переписке Измайлова (см.: ЛН. Т. 58. С. 35., 47—48, 50, 52; ПИМ. T. VIII. С. 156, 170, 188—189). Тем не менее уже в начале 1820-х гг. устанавливается прочное иронически-пренебрежительное отношение Пушкина к «Благонамеренному» и литературной деятельности его редактора. «Что же ты называешь критикою? "Вестник Европы" и "Благонамеренный"?» — спрашивает он в письме к А. Бестужеву (конец мая — начало июня 1825 г.; XIII, 178; ср. также: XIII, 75). В 1825 г. Пушкин высмеял «журнального шута» Измайлова в эпиграмме «Ex ungue leonem», которая была вызвана насмешливым отзывом Измайлова о стихотворении «Журнальным приятелям», напечатанном в «Московском телеграфе» за подписью «А. П.» (Благ. 1825. № 19. С. 173).

Лит.: Кубасов И. А. А. Е. Измайлов. Спб., 1901; Томашевский. Т. 2. С. 11—18, 130—133, 135; Поэты-сатирики конца XVIII — начала XIX вв. М., 1959. С. 323—326; Русская басня XVIII—XIX вв. Л., 1977. С. 585—586; Левкович Я. Л. Литературная и общественная жизнь пушкинской поры в письмах А. Е. Измайлова к П. Л. Яковлеву // ПИМ. Т. VIII. С. 151—194.

Е. А. Губко, Г. Е. Потапова